Тренер VS родители: кто главный?

Тренер VS родители: кто главный?

Почему родители вмешиваются в тренировочный процесс? Предлагаем мнение мамы танцующего ребенка: такую ситуацию, представьте, создает сам тренер! Своими просьбами помочь, неготовностью нести ответственность или боязнью потерять клиентов. Да, в бальных танцах роль родителей ― огромна, но машинист у паровоза под названием «танцевальный результат» может быть только один. Как этого добиться? Вот вам честное мнение родителей.

Мы выбираем

В бальных танцах родителей постоянно просят держать дистанцию и не вмешиваться в тренировочный процесс. Просят, а иногда требуют, чтобы вопросы тренировок, сборов, турниров, костюмов оставались исключительно в компетенции тренера. И как родитель я готова на сто, а может и на двести процентов разделить эту позицию.

Ведь каждый может выбрать клуб по душе. Благо, выбор клубов и тренеров сегодня огромный и информацию о них можно получить без проблем. OK, Google ― и вам открывается мир бальных танцев во всем многообразии. У каждого есть возможность сравнить подходы к тренировкам, увидеть детей на турнирах, посмотреть результаты выступлений в базе, понять кто, где и за сколько тренируется, одевается, соревнуется. Еще можно прийти на тренировку (кстати, почти везде первая тренировка бесплатно), поговорить с тренером и задать все вопросы. Можно почитать отзывы на форумах, расспросить родителей о клубе и преподавателях. То есть получить и проанализировать информацию о клубах, понять насколько эффективно работает тот или иной тренер и выбрать того, в чью работу в дальнейшем можно (и нужно!) не вмешиваться.

Предполагается, что взрослый, а главное, адекватный человек, выбирает клуб, который устраивает его (а желательно и ребенка) по всем параметрам. Каждый может выбрать клуб и тренера, которому можно доверять безраздельно.

Но начинаются будни

Информация собрана, выбор сделан. И, казалось бы, теперь от клуба, тренера, ребенка стоит ждать отличных результатов вкупе с прекрасными внутриклубными отношениями, подходящей финансовой политикой.  Многие родители уже представили, как займутся своими делами, пока ребенок учит фигуры и вариации. Фитнес, подружки, непринужденная болтовня за чашкой кофе, интересная книжка, поход по магазинам. Идиллическая для всех картина! Тренер работает, ребенок занимается, родители предоставлены сами себе.

Но почему же так часто мы слышим от родителей: «Танечка, выпрями спину. Сережа, повтори вариацию. Мы нашли такого замечательного хореографа. Платье нам сошьет свекровь. Можно я посижу на тренировке, я тихонечко. Таня, наклони голову». Почему, приезжая на любой турнир, начиная от межклубника, заканчивая крупными международными, мы видим родителей, которые, не жалея сил, тренируют своих детей?

Как получается, что родители вопреки своим интересам, интересам детей начинают вмешиваться в процесс, причем в любой, который касается танцев? И речь не о единичных случаях, не об отдельных типажах родителей. Родители вмешиваются постоянно, сбивают с толку детей, преподавателей, мешают тренировать и при этом требуют результат.

Почему родители вмешиваются в тренировочный процесс

Со временем почти все мамы, а иногда и папы, погружаются в танцы настолько, что знают лучше тренеров систему начисления очков и перехода из класса в класс, положения о присвоении спортивных разрядов, постановления Федерации, результаты крупнейших турниров и ещё много другой полезной, а иногда не очень, информации.

И тут голова начинает идти кругом у детей, тренеров и самих родителей. Настолько, что вопрос что было раньше, яйцо или курица, возникает у каждого.

С чего начинается вмешательство родителей

Я, как родитель, отвечу, почему лично я вмешиваюсь в решение многих вопросов. Вдруг эту статью прочитает какой-нибудь тренер, задумается и не то чтобы перестанет раздражаться из-за многочисленных советов, но поймет, как и чем именно он заслужил такое внимание и заботу со стороны родителей.

Первопричина родительского вмешательства лежит так близко, что ошеломляет своей очевидностью.

Об этом нас попросил тренер.

Сперва эти просьбы были незаметны. Чаще всего начинается с того, что тренер жалуется на дисциплину, иногда просит зайти на тренировку и воочию убедиться, что ребенок не работает, отвлекается.

А иногда камнем преткновения становятся тренировки. Тренер говорит, что надо больше заниматься дома, отрабатывать элементы, надо слушать музыку, надо разминаться перед турниром. Надо, надо, надо… А если к этому добавить неувязки с расписанием, переносы индивидуальных уроков, неудачные, с точки зрения родителей, турниры или костюмы, то есть малейшую слабость и отсутствие порядка, то у многих складывается мнение, что тренер оказался не так хорош, как казалось. К тому же за время занятий мы и сами поднаторели в трактовке правил и методики преподавания. И вот родители трактуют всё, что сказал педагог так, как считают правильным.

А еще есть преподаватели, которые не уверены в себе. Кто-то боится отпугнуть родителей напором, кто-то алчностью. И на вопрос, сколько тренировок надо ребенку, пожимают плечами. Но если я не могу получить ответ на этот вопрос, то неудивительно, что, рассказав тренеру, сколько моему ребенку надо тренироваться, я совсем скоро расскажу и о том, как именно он должен это делать.

То же самое касается костюмов, укладок, мейка, турниров и сборов, поездок в другие города. Скажите, как часто тренер говорил вам, что присутствие на турнире родителей необязательно, так как все дети едут с педагогом, который отвечает за сборы, заходы и танцевание? Как часто тренер мягко, но в то же время уверенно говорит парам и родителям, что надо сделать? И при этом предлагает цену, которая станет залогом того, что родители скажут уверенное и спокойное ДА? Согласитесь, не всегда происходит так. А если родители имеют или имели отношение к спорту, педагогике, психологии, рекламе, шоу-бизнесу, менеджменту, то они быстро находят ответы на свои вопросы самостоятельно и воплощают в жизнь свою программу.

И вот уже тренер жалуется коллегам на несносных родителей, которые все лучше знают и лезут не в свое дело.

Чего родители ждут от тренера

А ведь я просто хочу видеть профессионализм и твердость тренера, четкое понимание того, куда мы движемся.

● Хочу, чтобы мне сказали, сколько групповых и индивидуальных занятий будет у пары, надо ли ребенку тренироваться дополнительно без пары, обратиться к другим специалистам и посещать другие занятия для достижения лучшей формы.

● Хочу, чтобы мне рассказали, в чем выходить на турнир, рассказали, как именно должен выглядеть ребенок на паркете.

● Хочу, чтобы помогли сориентироваться, на какие турнир стоит выезжать.

● Хочу, чтобы тренер мог не просто сказать «потому что я так решил», а объяснить, почему принято такое решение, так как для меня умение выдвигать аргументы в подтверждение собственной правоты ― один из признаков компетентности.

● Хочу, чтобы тренер сказал мне, во сколько обойдется мне все то, что было озвучено выше.

● Хочу, чтобы тренер четко обозначил границы нашего с ним влияния на ребенка, и не хочу, чтобы затем эти границы нарушались обеими сторонами.

Да, кого-то ошеломят цифры, напугают объемы тренировок, повергнет в уныние отсутствие свободного времени, удивит напор и, может быть, некоторая наглость тренера. Но лучше удивить, ошеломить, напугать и отпугнуть сразу, чем в процессе открывать все новые и новые грани наших отношений. Потому что в этом случае я невольно буду задаваться вопросом: неужели тренер не знал или не мог сказать этого в самом начале? До первого потраченного на танцы… скажем так, немалой суммы денег, времени, сил? И трактовать это я буду как недальновидность, недостаток опыта и квалификации или банальное стремление ввести в заблуждение.

И опять же буду вмешиваться, дабы в дальнейшем на моем танцевальном пути было меньше сюрпризов.

Финансирование тренировок родителями как одна из причин их вмешательства

Да, бальные танцы особый вид спорта. Здесь всё, целиком и полностью, держится на родительских деньгах. И потому с первого момента тренер попадает в зависимость от родителей. Он либо говорит, что вам надо брать сто-пятьсот индивидуальных занятий в неделю и тогда попадает в ловушку хорошего дохода и готов терпеть бесконечное вмешательство, лишь бы платили. Либо отделывается расплывчатой фразой «сколько вам надо», опасаясь, что иначе клиент развернется и уйдет в другой клуб. Но эта зависимость от количества уроков ― ложная. Если тренер стоит на позиции «я занимаюсь с парами и рассчитываю на определенный результат», то и требования должны быть вполне определенные. Ведь редкий врач предложит пациенту выбрать самостоятельно число капельниц или уколов, длительность операции и курса реабилитации. Профессионализм — это не просто знание, к чему и как идти, но и умение рассказать об этом клиенту.

В бальных танцах у родителей, имеющих серьезные намерения в отношении спорта, нет возможности выбрать для тренировок позицию невмешательства, хотя во многих видах спорта или в балете такая возможность есть. Балетные училища, спортивные интернаты позволяют создавать обособленную, лишенную родительского контроля атмосферу.

И с финансовой поддержкой танцоров (если не говорить о спонсорах), я не сталкивалась. То есть тренировки, костюмы, сборы, соревнования оплачивают родители. Нельзя отдать ребенка в этот спорт и забыть о лишних тратах. Во многих других видах спорта есть государственное финансирование, поддержка клуба. И родители или полностью освобождены от необходимости платить за спорт, либо оплачивает суммы, которые родителям бальников кажутся… да не кажутся вообще. Справка от врача, подтверждение намеренья серьезно заниматься и какие-то смешные суммы на форму. Это касается и более серьезного уровня. Например, дочка моей знакомой, играющая в футбол за сборную России, тренируется, одевается, ездит на сборы и соревнования бесплатно. Точно так же мой сын занимался баскетболом, тренируясь в подмосковной команде. За год (2014) мы заплатили 2800 рублей за два комплекта тренировочной одежды. Все остальное ― за счет заведения, так сказать. Думаю, что тот, кто сталкивался с другими видами спорта, творчества сможет поделиться аналогичными историями.

Но мы выбрали сознательно (!) и вид спорта, и клуб, и тренера. То есть не питая иллюзий, что будет бесплатно. Так что зависимость тренера от родителей — это фантазия самого же тренера. Да, в СБТ сложно не согласовать с родителями вопрос костюмов, турниров, сборов, так как за каждое движение приходится платить родителям. Да, суммы, впечатляющие даже для вполне обеспеченных людей. При этом почти не вариант не поехать на турнир (кто, если не мы?), не включится в обсуждение костюма (опять же ― в ателье ехать нам, а не тренеру), а тем, чьи дети младше и на сборах бывать приходится.

Но согласовать и навязать, согласовать и робко предложить ― это разные позиции.

Так что педагогу, руководителю клуба надо помнить, что есть только один вариант: настойчиво, тактично, но твердо доносить до родителей мысль, что движение вперед возможно, если у состава один машинист. Только в этом случае состав не превратиться в тяни-толкая, который в итоге разорвет мечту, перспективы и общие надежды.

Слова не мальчика, но тренера

Если тренер верит в себя и свою методику преподавания, я верю в тренера. И потому хочу услышать всего несколько предложений.

Я поработал с вашим ребенком. Если вы хотите танцевать на городском (областном, российском, международном) уровне, то вам надо брать столько-то тренировок.
Если вы хотите пройти класс и спортивный разряд за сезон, то нам надо выехать на такие-то турниры.
Я предлагаю вам заказать такие-то костюмы, чтобы подчеркнуть достоинства вашей пары и скрыть недостатки.
Для того, чтобы снизить нагрузку на суставы, предлагаю раз в неделю посещать бассейн и устраивать детям совместную прогулку раз в неделю, чтобы они лучше общались.
Посещение сборов на зимних каникулах и перед началом сезона ― обязательно.
За год не рекомендую пропускать более такого-то количества занятий.
Стоимость тренировок, турниров, костюмов составит столько-то.

Согласитесь, что это довольно простой план и не менее простая, но достойная и понятная речь. Без напора, хамства, излишней скромности и всех тех перегибов, которые выдают отсутствие профессионализма.

Пожалуй, именно такие слова превратят родителей в надежных, но ненавязчивых единомышленников тренера, которых не будет тянуть порулить. Это реально. Ведь именно в нашем спорте есть понятие «мотивированные родители» и устойчивое представление о том, что если родители хотят и готовы платить, ездить, тормошить ребенка, то результатов добьется и бревно!

Разделение границ ― основа невмешательства

Бальные танцы, это надо принять родителям, ― серьезный спорт, требующий соответствующих усилий.

Бальные танцы, и это надо принять тренеру, ― серьезный бизнес, диктующий свои условия.

В бальные танцы легко попасть. Здесь, в отличие от балета или художественной гимнастики, от новичка не потребуют продемонстрировать чудеса гибкости, пластичности. Не будет проверки слуха, которая есть в музыкальной школе. Никто не попросит принести работы ребенка, как для отбора в художественную. От вас требуется лишь желание танцевать и готовность заниматься, если вам нужен результат. И понимание того, что, хотя вы и клиент, лучше отказаться от извечного «клиент всегда прав». Не надо усложнять этим убеждением задачу тренера. Она и так чуть сложнее, чем в других видах спорта, так как тренер не отбирал для себя «удобных» учеников. И если группа гимнасток или фигуристов ― это дети, прошедшие отбор, выбранные из многих других, имеющих определенные способности, то в танцах дело обстоит иначе. В группе новичков есть дети с неразвитым слухом и чувством ритма, со слабой физической подготовкой, по-разному берущие материал, и далеко не каждый ребенок создан для танцев. Но хороший и добросовестный, профессионально честный тренер в команде с понимающими его родителями может помочь ребенку добиться отличных результатов. Если каждая сторона будет четко понимать свою роль. Ребенок занимается, родители выполняют рекомендации и финансируют процесс, тренер процессом руководит. Этот баланс очень важен.

Вполне естественно и по-человечески понятно, что иногда ребенок нарушает дисциплину и не всегда с первого раза запоминает материал, что родителям хочется убедиться, что деньги потрачены не зря и с ребенком обращаются хорошо (что бы это ни значило), а тренеру порой хочется попросить родителей помочь или переложить на них часть ответственности. Но делать этого нельзя. И именно тренер может и должен быть инициатором разделения ролей. Потому что инициатива, понимание направления, ответственность ― это составляющие профессионализма. Именно тренер задает тон работы и отношений. И именно тренеру надо отдавать себе отчет в том, что раз за разом втягивая родителей в тренировочный процесс просьбами в чем-то помочь, вы теряете влияние и право решающего голоса. Потому что, начав помогать и советовать, человек редко может остановиться.

И если вы не хотите постоянно спорить и осаждать родителей, постоянно попадать в щекотливые ситуации, просто не создавайте их. Определяйте границы с первого дня знакомства, четко обозначайте свою позицию относительно тренировок и всего, что касается танцев.

Будьте готовы отвечать на вопросы, будьте готовы к ответственности, будьте готовы говорить категоричное нет и расставаться с учениками, если взгляды ваши расходятся. Именно так я пойму, что мне попался не просто человек, который знает фигуры (помните про OK, Google?), а профессионал, который умеет работать с детьми и родителями.

И тогда вы действительно классный тренер, и никто не будет давать вам советы.