Музыкальный размер медленного вальса: 3/4.
Темп медленного вальса: 28-30 bpm.
Изящество, грациозность, благородство – вот слова, которые характеризуют медленный вальс.
Корнями танец уходит к вальсу венскому и появился благодаря тому, что стремительный темп венского вальса был подвластен далеко не всем.
В США, в середине 19 века композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее классического венского вальса. Так зародился новый стиль Вальса – вальс Бостон. Новый танец отличался более медленными поворотами, более длинным, скользящими движениями. Примерно в 1874, в Англии, образовался влиятельный “Бостонский Клуб” и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).
Но эволюция танца продолжалась до середины 20 века.
В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления.
В 1926-1927 Вальс был усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из фигур медленного вальса танцуют до сих пор.
Особенности медленного вальса
Музыкальный размер вальса – ¾ (три четверти) и спутать его с другими танцами практически невозможно.
Отличительной особенностью медленного вальса от других видов является элегантность, сдержанность, требующие высокой дисциплины и отличной техники, наличие выдержанных пауз и смен темпа. Его простота и неторопливость, утончённость и грация гармонично сочетаются с плавным музыкальным темпом.
Исполняют вальс преимущественно в закрытой позиции, а самой популярной фигурой в вальсе считается полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
В медленном вальсе основное положение корпуса партнёра во всех фигурах – спина безупречно прямая. У партнёрши есть заклон. Чтобы его выполнить необходимо слегка подать бёдра вперёд, а плечи отвести назад. Голова – ровно и повёрнута влево, у партнёра слегка влево, затылок отведён назад. Шея образует одну линию со спиной.
Что касается поворотов корпуса, то в большинстве фигур повороты есть (четверть поворота, пол поворота, целый поворот за всю фигуру). Присутствуют наклоны корпуса, тут есть наклоны вправо и влево, подъёмы и опускания (переходы из релеве в деми плие и обратно).
Основное положение рук для партнёрши. От локтя до локтя образуют со спиной крест, кисть правой руки на уровне глаз (предплечье поднято), локоть левой руки слегка отведён вперёд, а предплечье приведено близко к корпусу, кисть ладонью вниз.
Что касается стопы, то стопы могут быть в нескольких позициях: плоско на паркете с весом (опорная), плоско на паркете без веса, впереди на каблуке, сзади или в стороне на носочке.
Все повороты выполняются только на подушечке, каблук не касается паркета. Поворот на каблуках будет считаться грубой ошибкой! Колени работают, то ровные в релеве, то мягкие (деми плие).
Техника исполнения шагов и фигур
Исходная позиция ног в медленном вальсе — шестая. Шаги исполняются со скольжением плавно и слитно, с постепенным подъёмом на полупальцы и опусканием, которое имеет определённую последовательность. За такт мягко опуститься на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене, подъём начинается в конце первой четверти, а опускание — в конце третьей четверти. В высшей точке подъёма ступни ног соединены, колени выпрямлены, но без напряжения.
Шаг вперёд исполняется от бедра скользя сначала подушечкой стопы, затем проскользнуть на каблук (носок не касается пола), наконец мягкий перекат на всю ступню с переносом на неё веса корпуса. Одновременно свободная (от веса) нога лёгким скольжением подушечки ступни по полу подтягивается к опорной ноге. В момент наибольшего расстояния между ступнями, когда ведущая нога скользит по полу каблуком вперед, другая нога находится позади, на подушечке стопы. Вес корпуса находится посередине этого расстояния.
При исполнении шага назад нога отводится от бедра широким движением точно назад. Вначале стопа скользит по полу подушечкой, затем (по мере удлинения шага) — носком и снова подушечкой с мягким переходом на всю ступню и полным переносом на неё веса корпуса. При каждом шаге вперед или назад свободная (от веса корпуса) нога проходит рядом с опорной ногой через шестую позицию ног, каблук опорной ноги снимается с пола.
Шаг в сторону исполняется с носка на подушечку с мягким переходом на всю ступню и немного длиннее, чем вперед или назад. Шаги медленного вальса надо исполнять без напряжения, легко и естественно. Начало каждого такта подчёркивается сильным, более интенсивным движением.
И нельзя забывать о том, что медленный танец не только мелодичный и спокойный, но и лиричный, нежный. Поэтому стоит помнить о том, что помимо техники судьи будут оценивать энергетику и настроение. Медленный вальс, как и любой другой, необходимо уметь сыграть и игра эта начинается в тот момент, когда пара делает первый шаг на паркете.
Движения должны быть лёгкими и неспешными, партнёр и партнёрша должны быть настоящей парой и демонстрировать, ненавязчиво, что пара гармонична и красива.
Во время исполнения медленного вальса не нужна зажигательная улыбка, достаточно намёка на неё. И, конечно же, нужно без остатка отдаваться танцу.
Медленный танец танцуют с Н-3 класса.